Ужесточить требования к крупнейшим интернет-агрегаторам пассажирских перевозок, таким как Uber, GettTaxi, «Яндекс такси», предложил член комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков. Внесенный им законопроект, предусматривает, что интернет-службы заказа такси смогут сотрудничать только с теми перевозчиками, которые, во-первых, имеют соответствующее разрешение, а во-вторых, чьи водители предоставили справку об отсутствии судимости. Об этом сенатор рассказал НСН.
Он указал, что правовой статус интернет-агрегаторов на законодательном уровне сейчас никак не определен.
«Это не только дает им конкурентное преимущество в сравнении с другими игроками рынка пассажирских перевозок, но и сильно снижает безопасность оказываемых услуг. В отсутствие единого правового регулирования онлайн-сервисы по сути работают по собственным правилам. Некоторые интернет-агрегаторы предъявляют повышенные требования к перевозчикам-партнерам, запрашивают дополнительные справки и проводят собеседования. А кто-то совсем не заинтересован в формировании штата опытных водителей и едва соблюдает действующее законодательство» — отметил парламентарий.
Он привел статистику МВД, согласно которой безопасность перевозок пассажиров, осуществляемых при помощи интернет-агрегаторов, остается очень низкой. Только в январе 2017 года правоохранительные органы несколько раз сообщали о нападении таксистов на клиентов с целью ограбления, а также о совершении немотивированных агрессивных действия в отношении пассажиров.
«Так, в начале этого года столичная полиция сообщила о задержании таксиста, напавшего на своих пассажиров и выбросившего из машины двухлетнего мальчика. В результате падения на землю мальчик получил сотрясение мозга», — посетовал сенатор.
Поэтому он предлагает обязать интернет-службы заказа такси сотрудничать только с лицензированными перевозчиками, водители которых также должны предоставить справку о наличии (отсутствии) судимости.
«В американском штате Вирджиния с 2015 года интернет-агрегаторы Uber и Lyft обязаны предъявлять к работающим с ними водителям, среди прочего, следующие квалификационные требования: достижение 21-летнего возраста, отсутствие наркотической или алкогольной зависимости, прохождение проверки на отсутствие судимости за совершение преступлений сексуального характера или за растление малолетних», — напомнил собеседник НСН, добавив, что похожие практики вводят и некоторые интернет-агрегаторы, работающие в России, в частности, требуют от водителей справку о судимости или фактах уголовного преследования.
Сенатор предлагает распространить требование предоставления такой справки на всех лиц, устраивающихся на работу водителем такси. Также он считает необходимым обязать интернет-агрегаторы сообщать пассажирам не только сведения о транспортном средстве и его водителе, но и номер разрешения на работу таксистом.
Отметим, что в некоторых странах деятельность интернет-сервисов такси полностью запрещена. Так, Uber запрещен в Дании, Италии, Франции, Китае, некоторых штатах Австралии и Индии.